О том, как съезд кричал на министра
Во время выступления на съезде Общества русской словесности министра образования и науки Д.Ливанова зал устроил ему настоящую обструкцию. Поводом для нее послужили слова министра о том, что в нынешней школе русский язык – обязательный предмет в старших классах, а в советской школе он таковым не являлся.
Ностальгирующий по советскому прошлому зал взорвался негодованием: «Это неправда! Русский язык изучался до самого конца школы!» Сторону зала в более мягкой форме приняли и патриарх Кирилл, и президент РАО Л.Вербицкая. Кто же на самом деле прав в этом споре?
Участники съезда – люди разных возрастов. Их школьная жизнь пришлась на разные десятилетия. И в разные годы ситуация с русским языком в школах была разная. Если взять учебные планы начиная с конца 50-х, то можно увидеть, что русского языка в выпускном 10 классе нет – на месте часов стоит прочерк. В 9 классе можно было давать 2 часа на усмотрение школы. Ситуация оставалась такой же и в 70-х годах. Но уже к 80-м русский язык исчезает и в 9 классе – это видно по официальному базисному учебному плану. Почему же у многих людей в воспоминании остаются уроки русского в старшей школе?
Напомним, что в последние советские десятилетия изучение русского языка заканчивалось в 8 классе двумя экзаменами – изложением (или сочинением) и устным экзаменом по билетам. По итогам этих экзаменов выводилась отметка в свидетельство об окончании восьмилетки. В 9-10 классе ребята изучали литературу, но оценка за текущие сочинения (а их писали минимум 8 раз в год, готовясь с обязательному выпускному и обязательному вступительному сочинениям) была двойной: «за содержание» (по литературе) и «за грамотность» (по русскому языку). Отметка в аттестат бралась из свидетельства за 8 класс; было время, когда отметку выводили как среднее арифметическое из отметки за 8 класс и отметки за выпускное сочинение. То есть так или иначе уровень грамотности нужно было поддерживать (вспомните, как резали за минимальные орфографические ошибки на вступительных экзаменах в вузы), поэтому педагоги устраивали уроки русского нулевыми, или вели факультативы, или заменяли русским классные часы, или отводили под диктанты часть уроков литературы. Некоторые школы выделяли час русского языка – но это была их инициатива. Обязательными уроки русского в двух старших классах стали только после введения ЕГЭ, то есть уже в 2000-х. Тогда и появились учебники для старших классов, которые заменили собой практические «пособия для старшеклассников» (среди них особой популярностью пользовалось пособие В.Грекова, С.Крючкова, Л.Чешко).
Так что формально министр прав. И зря съезд кричал на него, уличая в незнании вопроса. В этом происшествии обнаруживается легко переходящая в агрессивность учительская усталость, когда нет сил размышлять и оценивать, а хочется немедленно найти виноватого и распять его – в надежде, что всем нам станет от этого легче. Не станет.
Однако если разобраться, то в этой реакции собравшихся сквозит не только усталость, смешанная с традиционным недоверием к министерству образования. Здесь пробиваются воспоминания о временах, когда русским языком занимались по-иному, чем сейчас. Другое преподавали, на другом делали акцент, по-другому спрашивали. Не было ЕГЭ и тестов, во главу угла ставились орфографические и пунктуационные правила – но и за речью и ее нормативностью следили жестче. Русский язык тогда, казалось, не вырывался из наших рук, не существовал в таком нерегулируемом пространстве, как бесконечное море СМИ (вспомните, сколько телеканалов тогда было в СССР), как неконтролируемый интернет с его социальными сетями. Он казался управляемым и выучиваемым – а сейчас обернулся морем, стихией, с которой, как говаривал пушкинский герой, и царям не совладать. И мы, преподаватели, конечно, чувствуем фрустрацию. И вместе с языком находимся на грани нервного срыва. Иногда ее переходя…
В завершение материала приведем отрывки из учительских комментариев в социальных сетях, где обсуждается произошедшее на съезде:
«Закончила школу в 1987. Русский как урок исчез из расписания после 8 класса. Помню «стенания с причитаниями» моей учительницы, которая по этому поводу очень переживала. Выход был найден администрацией: у нас были консультации по русскому языку, на которые мы приходили иногда к 8.45. Страдания учительницы по поводу отсутствия часов русского языка в старшей школе помнятся, как будто это было вчера».
«Вот зря человека освистали. Я заканчивала школу в 1985 году. Курс русского закончился в 8 классе. Сдавали тогда экзамен по русскому: сочинение и устно (правила). А вот в 9 и 10 классе у нас русского не было, только литература. В аттестате за 10 класс стоит оценка по русскому, но это общая оценка за 9 класс + русский за сочинение 10 класса».
«Ливанов прав (в данном случае). Я училась в 9-10 классе в 1977-78 гг. Русского языка у нас не было вообще – ни уроков, ни факультатива. Вторая оценка за сочинение выставлялась в русский язык. Но грамотнее (большинство) были точно. Это не аргумент в пользу отмены уроков русского, а просто констатация факта».
«Закончила школу в 1986. Не было русского ни в 9, ни в 10. Как все сдавали в 8 (устный и письменный), так и всё».
«Русского языка не было в старших классах в в 1981 году точно, но и грамотнее дети не были: самое страшное воспоминание, когда мне, только что пришедшей работать в школу, выдали несколько ручек с разными оттенками синего цвета... И я взяла!»
«Закончила в школу в 1970 году, сохранился дневник 9 (теперь 10) класса. Русского, действительно, не было, но после 8 (теперь 9) класса было 2 экзамена по русскому: сочинение (!) и русский устный по билетам. Хотя экзамен проходил в школе, всё было очень серьёзно. А в 9-10 классе писали сочинения и иногда учитель давал диктанты (об этом есть пометки в дневнике)».
Сергей Волков
В школах появятся ведущие и старшие
учителя
Видео "Интервью с первым проректором Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидатом психологических наук Андреем Милёхиным
на сайте www.newstube.ru
или в ОК https://m.ok.ru/dk?st.cmd=outLinkWarning&st.cln=off&st.typ=link&st.rtu=%2Fdk%3Fst.cmd%3DuserProfile%26st.frwd%3Don%26st.page%3D1%26_prevCmd%3DuserProfile%26tkn%3D7438&st.rfn=https%3A%2F%2Fwww.newstube.ru%2Fmedia%2Fv-shkolah-poyavyatsya-vedushchie-i-starshie-uchitelya&_prevCmd=userProfile&tkn=9172#js-dlg
Учителя познакомились на практике с работой цифровых учебных ресурсов
Во второй день работы Уфимского международного салона образования в фокусе внимания учителей стала практическая работа с цифровыми технологиями на уроке. Педагоги приняли участие в профессиональных мастер-классах и смогли лично познакомиться с особенностями электронных ресурсов цифровой образовательной среды LECTA на уроках литературы и географии.
В рамках профессионального мастер-класса «Классика XIX века и современные образовательные технологии XXI века» педагогам рассказали, с помощью каких инструментов можно увлечь ученика классической литературой, научить выразительному чтению и эффективно подготовить к итоговому собеседованию:
«В электронной форме учебника по литературе с использованием сервиса «Классная работа» мы видим, например, что при знакомстве с поэмой Пушкина даются методические комментарии к этапу изучения текста, расширяется пространство урока за счет нашей работы с аудиоконтентом. Ученик не только слушает нашу речь, важно чтобы ребенок привыкал к разным интонациям и разному темпу, мог воспринять текст на уровне эмоций», – рассказал кандидат филологических наук, ведущий методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов, – «Есть две крайние точки зрения. Для некоторых педагогов важно, чтобы учебник помогал легче подготовиться к уроку. Другим, напротив, кажется, что учебник ограничивает при организации образовательного процесса. На сайте сервиса «Классная работа» учителю доступны готовые презентации для уроков, но при этом учитель может их менять и подстраивать под свои нужды и запросы учеников».
Ведущий методист по географии корпорации «Российский учебник» Сергей Кутузов в рамках своего мастер-класса познакомил педагогов с приемами организации деятельности на уроках обобщения и рассказал, как с помощью цифровых ресурсов проверить, насколько хорошо ребята усвоили полученные знания:
«Учителя изучили онлайн-викторины, опросы и голосования, документы с общим доступом, а также интерактивные материалы сервиса «Классная работа», которые будут эффективны в ходе урока. Нам кажется, такое количество полезных материалов, а также простой и удобный доступ к ним – отличная возможность сделать занятия повторения и обобщения не только более продуктивным, но и увлекательными». Учителя, принявшие участие в онлайн-викторине, получили ценные сувениры от корпорации «Российский учебник».
II Уфимский международный салон образования «Образование будущего» проходит в столице Башкирии 7 – 10 ноября и объединяет выставку, деловой форум, интерактивные зоны, серии мастер-классов и консультаций, стратегический партнер УМСО – корпорация «Российский учебник».
Во второй день работы Уфимского международного салона образования в фокусе внимания учителей стала практическая работа с цифровыми технологиями на уроке. Педагоги приняли участие в профессиональных мастер-классах и смогли лично познакомиться с особенностями электронных ресурсов цифровой образовательной среды LECTA на уроках литературы и географии.
В рамках профессионального мастер-класса «Классика XIX века и современные образовательные технологии XXI века» педагогам рассказали, с помощью каких инструментов можно увлечь ученика классической литературой, научить выразительному чтению и эффективно подготовить к итоговому собеседованию:
«В электронной форме учебника по литературе с использованием сервиса «Классная работа» мы видим, например, что при знакомстве с поэмой Пушкина даются методические комментарии к этапу изучения текста, расширяется пространство урока за счет нашей работы с аудиоконтентом. Ученик не только слушает нашу речь, важно чтобы ребенок привыкал к разным интонациям и разному темпу, мог воспринять текст на уровне эмоций», – рассказал кандидат филологических наук, ведущий методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» Олег Бойцов, – «Есть две крайние точки зрения. Для некоторых педагогов важно, чтобы учебник помогал легче подготовиться к уроку. Другим, напротив, кажется, что учебник ограничивает при организации образовательного процесса. На сайте сервиса «Классная работа» учителю доступны готовые презентации для уроков, но при этом учитель может их менять и подстраивать под свои нужды и запросы учеников».
Ведущий методист по географии корпорации «Российский учебник» Сергей Кутузов в рамках своего мастер-класса познакомил педагогов с приемами организации деятельности на уроках обобщения и рассказал, как с помощью цифровых ресурсов проверить, насколько хорошо ребята усвоили полученные знания:
«Учителя изучили онлайн-викторины, опросы и голосования, документы с общим доступом, а также интерактивные материалы сервиса «Классная работа», которые будут эффективны в ходе урока. Нам кажется, такое количество полезных материалов, а также простой и удобный доступ к ним – отличная возможность сделать занятия повторения и обобщения не только более продуктивным, но и увлекательными». Учителя, принявшие участие в онлайн-викторине, получили ценные сувениры от корпорации «Российский учебник».
II Уфимский международный салон образования «Образование будущего» проходит в столице Башкирии 7 – 10 ноября и объединяет выставку, деловой форум, интерактивные зоны, серии мастер-классов и консультаций, стратегический партнер УМСО – корпорация «Российский учебник».
ВАСИЛЬЕВА: НУЖНО РАЗВИВАТЬ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Необходимо развивать и улучшать онлайн-обучение русскому языку, особенно это важно для соотечественников за рубежом, которые не имеют возможности получать образование на родном языке, считает министр просвещения РФ Ольга Васильева.
"Что мы можем сделать – это улучшать наше образование именно онлайн, потому что какие бы ни были проблемы… ничто не сможет предотвратить наше желание и стремление преподавать в системе онлайн-курсов… Их много (курсов — ред.), мы их совершенствуем, будем делать это и дальше", — сказала Васильева в интервью телеканалу "Россия 24", отвечая на вопрос, что может сделать РФ для своих соотечественников, которые проживают в странах, где закрывают русские школы и препятствуют получению образования на русском языке.
По словам министра, особенно важно, чтобы дети находились непосредственно в языковой среде.
"И одним из проектов нашего министерства является работа с детьми. В наших лагерях "Смена", "Артек", где юные любители русского языка проходят специализированную смену, мы будем это только наращивать, только увеличивать. Я думаю, что на сегодняшний день работа именно с молодежью, с молодыми соотечественниками является наиболее важной. Для этого мы должны прикладывать все усилия, чтобы они прекрасно знали русский язык, русскую культуру", — отметила она.
*****
|
УМСО-2018.
171 Принять участие
Состоится 08 ноября 2018 в 10:00 - 10:50 (GMT+03:00) Москва
Ведущий Бойцов Олег Николаевич Ведущий методист по русскому языку и литературе Корпорации «Российский учебник», кандидат филологических наук.
Ведущий Бойцов Олег Николаевич Ведущий методист по русскому языку и литературе Корпорации «Российский учебник», кандидат филологических наук.
В рамках традиционных школьных сорока минут на мастер-классе (по УМК под ред. Б.А. Ланина (Литература, 5-9 классы)) совершим путешествие в мир литературной классики. Заглянем в мастерскую Пушкина - поэта, постараемся детально рассмотреть, как чувства и эмоции превращаются в стихотворные строки... Как начинающему читателю научиться тонко чувствовать эмоции поэта и через выразительное чтение воспитывать свои эмоции, создавать свой внутренний эмоциональный мир. Надеюсь, это поможет всем: ученикам, педагогам, читающим родителям - совершенствовать собственные навыки выразительного чтения, быть более ярким, эмоциональным, чувствующим. Для учеников 9 классов - отличный повод еще раз поработать с этим навыком при подготовке к устному собеседованию! И еще: в рамках этого мастер - класса совместим гениальные поэтические тексты XIX века и современные возможности образовательной платформы LECTA XXI века.
Рекомендуем по теме:
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/umso-klassika-xix-veka-i-sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-xxi-ve/
УМСО-2018. От доступного дополнительного образования к успеху каждого ребенка
Состоится 08 ноября 2018 в 12:00 - 12:50 (GMT+03:00) Москва
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/umso-ot-dostupnogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-k-uspekhu-kazhdogo-rebe/?utm_campaign=umso-2018-online&utm_medium=email&utm_source=Sendsay®istration-webinar-yes
На «смену» Приоритетному проекту «Доступное дополнительное образование для детей приходит Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Какие современные технологии управления должны отразить и поддержать эти изменения? Для «доступного дополнительного образования» важны технологии персонифицированного учета и финансирования, навигации в программах. Как регионы продвинулись в их внедрении, и какие эффекты это обеспечило? Как внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования использует технологии управление на основе данных? Что предлагают современные системы цифровой аналитики? Будут ли на новом этапе предложены технологии управления траекториями успеха?
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/umso-ot-dostupnogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-k-uspekhu-kazhdogo-rebe/?utm_campaign=umso-2018-online&utm_medium=email&utm_source=Sendsay®istration-webinar-yes
*******
«Большой этнографический диктант»
2 ноября в 2018 года состоится Всероссийская акция «Большой этнографический диктант» – культурно-просветительское мероприятие, которое позволяет оценить знания населения о народах, проживающих в России, и общий уровень этнокультурной грамотности.
Ежегодно «Большой этнографический диктант» привлекает внимание к этнографии, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений.
В России масштабная акция проводится уже третий раз подряд. В прошлом году диктант написали 367 тыс. человек на 2600 площадках в России и за рубежом.
Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет проверить свои знания на региональных площадках, будет организовано онлайн-тестирование на официальном сайте со 2 по 5 ноября.
В 2017 году организатор проекта Республиканская общественная организация "Ассамблея народов Удмуртии" выиграла Президентский грант на реализацию Диктанта.
Тема культур и традиций народов России неисчерпаема и не может уместиться в 30 вопросах этнографического диктанта. Но наша задача заключается в том, чтобы после этой акции у жителей России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом. Потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей
Руководитель Федерального агентства по делам национальностей
В рамках подготовки к заседанию регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Воронежской области и в целях выяснения существующих потребностей образовательных организаций Воронежской области в учебных пособиях, обеспечивающих реализацию части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений организовано общественное обсуждение на портале «Сетевые сообщества». Для участия в обсуждении перейдите по ссылке https://u.to/7r3pEw
11,12 октября проводится серия семинаров "Реализация концепций школьного образования с учетом ФГОС"
Уважаемые коллеги, информируем вас о начале проведения регионального сетевого конкурса «Русский язык как средство обучения».
В форуме сообщества вы можете задавать интересующие вас вопросы.
В форуме сообщества вы можете задавать интересующие вас вопросы.
- Положение о конкурсе_Русский язык как средство обучения.docx
- Справочный материал по УУД и метапредметности.docx
*****
О марафоне:
Для участников всех возрастов Проект «Инфоурок» разработал полезное интеллектуальное соревнование – онлайн-марафон по финансовой грамотности в рамках
V Всероссийской недели сбережений.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора.
Каждый участник марафона получит:
1
Бесплатное тестирование на уровень финансовой грамотности
2
Обучающие материалы по каждому вопросу
3
Сертификат участника V Всероссийской недели сбережений
Каждый учитель может самостоятельно пройти тестирование, чтобы принять участие в марафоне финансовой грамотности и получить Благодарственное письмо, которое будет выслано на адрес руководителя образовательного учреждения:
Убедитесь, что у Вас есть до 60 минут свободного времени и просто нажмите кнопку «Пройти тестирование». После прохождения тестирования Вам будет выдан сертификат участника с указанием Вашего уровня финансовой грамотности.
Участие для взрослых
Участие дает возможность:
-
Стать участником V Всероссийской недели сбережений в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
-
Проверить свой уровень финансовой грамотности и получить новые знания.
-
Участие в Марафоне финансовой грамотности поможет успешно провести качественное внеклассное мероприятие по важной и интересной теме.
Напоминаем:
Во всех учреждениях образования в 2018-2019 годах должны проводиться Дни финансовой грамотности (согласно календарю образовательных событий).
Как провести марафон учителю?
Участие и наградные — бесплатно! Результаты и наградные будут доступны сразу после внесения ответов. Мы рекомендуем проводить мероприятие сразу для всех учеников Вашего класса.
При участии от 20 учеников учитель получает бесплатную Благодарность.
Участие для взрослых
Нажмите, если Вы сами хотите ответить на вопросы Марафона и получить сертификат.
О марафоне:
Для участников всех возрастов Проект «Инфоурок» разработал полезное интеллектуальное соревнование – онлайн-марафон по финансовой грамотности в рамках
V Всероссийской недели сбережений.
V Всероссийской недели сбережений.
Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора.
Каждый участник марафона получит:
1
Бесплатное тестирование на уровень финансовой грамотности
2
Обучающие материалы по каждому вопросу
3
Сертификат участника V Всероссийской недели сбережений
Каждый учитель может самостоятельно пройти тестирование, чтобы принять участие в марафоне финансовой грамотности и получить Благодарственное письмо, которое будет выслано на адрес руководителя образовательного учреждения:
Убедитесь, что у Вас есть до 60 минут свободного времени и просто нажмите кнопку «Пройти тестирование». После прохождения тестирования Вам будет выдан сертификат участника с указанием Вашего уровня финансовой грамотности.
Участие для взрослых
Участие дает возможность:
- Стать участником V Всероссийской недели сбережений в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
- Проверить свой уровень финансовой грамотности и получить новые знания.
- Участие в Марафоне финансовой грамотности поможет успешно провести качественное внеклассное мероприятие по важной и интересной теме.
Напоминаем:
Во всех учреждениях образования в 2018-2019 годах должны проводиться Дни финансовой грамотности (согласно календарю образовательных событий).
Как провести марафон учителю?
Участие и наградные — бесплатно! Результаты и наградные будут доступны сразу после внесения ответов. Мы рекомендуем проводить мероприятие сразу для всех учеников Вашего класса.
При участии от 20 учеников учитель получает бесплатную Благодарность.
Участие для взрослых
Нажмите, если Вы сами хотите ответить на вопросы Марафона и получить сертификат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий