понедельник, 5 ноября 2018 г.

Проект «Образование»

Проект «Образование»: как Минпросвещения будет выводить школы в ТОП

Министерство Просвещения подготовило паспорт национального проекта «Образование». В структуру документа входят 9 федеральных проектов, которые должны за шесть лет помочь России попасть в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Портал ActivityEdu подробно расскажет о них в следующих материалах, а пока рассмотрим в общих чертах стратегию, стоимостью около 747 млрд руб.

Современная школа

Согласно результатам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) российские школьники занимают 22-е место по читательской грамотности, 23-е – по математической и 32-е по естественнонаучной. Задача федерального проекта «Современная школа» - внедрить новые методы обучения и образовательные технологии, чтобы к 2024 году выйти по этим показателям на 10 место. Образовательные программы в школах ждет обновление, например, появится возможность изучать цикл естественных наук начиная с 5 класса. Уже сейчас пятиклассники изучают географию и биологию, в дальнейшем при выборе соответствующего образовательного модуля к этим предметам добавятся физика и химия. Чтобы модернизировать систему оценки качества образования привлекут международных экспертов и потратят 1,8 млрд руб. из федерального бюджета. Для дополнительного образования детей школы будут привлекать не только педагогов, но и специалистов из реального сектора экономики, а также студентов и аспирантов. На строительство новых школ Министерство просвещения планирует выделить 166,8 млрд руб., чтобы окончательно ликвидировать третью смену. По словам Ольги Васильевой, в прошлом году в три смены учились в Бурятии, Дагестане и Чеченской республике.

Успех каждого ребенка

По данным аналитического доклада Высшей школы экономики, в 2016 году 13,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет получали дополнительное образование. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» намерен воспитать к 2024 году «гармонично развитые и социально ответственные личности». К этому моменту дополнительным образованием должны будут обеспечить 19,7 млн детей, причем их участие в программах технической и естественнонаучной направленности увеличится на 14%. Для школьников будут проводиться открытые онлайн-уроки на платформе «Проектория» для ранней профориентации. Во всех 85 регионах России появятся центры развития способностей и талантов у детей, такие как образовательный центр «Сириус» в Сочи. Доступ к допобразованию в сельской местности помимо онлайн модульных курсов помогут получить детские мобильные технопарки «Кванториум». На сегодняшний день отрыт 51 такой технопарк в 37 регионах РФ, к 2024 году Министерство просвещения намерено открыть «Кванториум» в каждом городе с населением более 60 тыс. человек. Пока что самыми отстающими субъектами федерации по доступности дополнительного образования согласно исследованию НИИ ВШЭ являются Калмыкия, Забайкальский край, Ингушетия и Дагестан.

Современные родители

В прошлом году более миллиона родителей дошкольников обратились в консультационные центры за психологической, педагогической и методической помощью. На сегодняшний день такие центры действуют в 79 регионах. Федеральный проект «Современные родители» направлен на развитие семейного образования. Его цель не только оказать психологическую и педагогическую поддержку родителям, но и дать им возможность непосредственно участвовать в образовательном процессе. Так, доля детей, родители которых вовлечены в учебно-воспитательную и организационную деятельность школ и дошкольных учреждений, должна увеличиться к 2024 году до 40%. В каждом субъекте федерации откроется по 9 консультационных центров. Также министерство планирует разработать сайт, где родители смогут связаться с психологами, педагогами или самостоятельно получить информацию по вопросам воспитания и образования.

Цифровая образовательная среда

В апреле этого года замминистра образования и науки Татьяна Синюгина на парламентских слушаниях в Совете Федерации заявила, что почти треть всех учебных заведений России не имеют высокоскоростного интернета, а около 2 тыс. школ вообще не подключены к всемирной паутине. Не трудно догадаться, что большинство школ без высокоскоростного интернета расположены в сельской местности. Федеральный проект «Цифровая школа» призван наконец-то решить эту проблему и обеспечить все образовательные организации доступом к сети со скоростью выше 10 Мбит/сек. Весь документооборот будет происходить в электронном виде. Речь идет не только об электронной отчетности, но и об облачном хранении данных бухгалтерии и применении «больших данных» в управлении. Во всех школах появятся электронные журналы и дневники, а также системы прохода и питания по электронным карточкам. На уроках ОБЖ станут изучать вопросы кибербезопасности и «кибергигиены», а по итогам курса информатики школьники будут сдавать обязательное тестирование «Цифровые технологии». В четверти пилотных школ внедрят технологии виртуальной и дополненной реальности в процесс преподавания некоторых предметов. На «Цифровую школу» за 6 лет потратят почти 83 млрд руб.

Учитель будущего

Компьютерное тестирование – первое, что предстоит кандидату на должность директора московской школы во время оценки квалификации. Однако единой методики, по которой бы проходила аттестация руководителей образовательных организаций, для всех регионов России не существует. Федеральный проект «Учитель будущего» внедрит единый механизм такой аттестации не только для директоров, но и для педагогов-психологов. Министерство просвещения также собирается разработать модели единых оценочных требований, чтобы определить компетентность всех работников систем общего и дополнительного образования. Чтобы расти в профессии, учителям предоставят бесплатные дистанционные программы повышения квалификации. Уровни профессионального роста педагогов пропишут в нормативах, оценивать качество работы педагогов будут на основе добровольной системы сертификации. В каждом регионе откроют аккредитационные центры профессионального мастерства, где учителя смогут показать свой уровень. Прозрачная система карьерного роста должна, по мнению ведомства, подтолкнуть учителей совершенствовать свои знания и навыки.

Молодые профессионалы

В 2012 году Россия вошла в состав международной некоммерческой организации WorldSkills Interenational, которая проводит профессиональные соревнования, чтобы привлечь внимание к рабочим профессиям и создать условия для развития высоких профессиональных стандартов. В 2017 году Россия заняла пятое место на этом чемпионате, проходившем в Абу-Даби. Федеральный проект «Молодые профессионалы» направлен в частности на создание рабочих кадров в соответствии со стандартами WorldSkills и на модернизацию профобразования вообще. В рамках проекта в 2019 году в Казани пройдет мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills, а Европейский чемпионат проведут в Санкт-Петербурге. Чтобы достойно представить свою страну в этих соревнованиях, для молодых людей в возрасте до 22 лет к 2024 году откроют 100 центров опережающей профессиональной подготовки. Впрочем, такое рвение обусловлено не столько жаждой медалей на чемпионатах рабочих профессий, сколько необходимостью сдавать демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills. По плану ведомства к 2024 году такой экзамен будет в каждом втором колледже и техникуме.

Новые возможности для каждого

Центры опережающего допобразования будут работать не только для старшеклассников и студентов колледжей, но и для взрослых. В рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» в таких центрах будут внедрены модульные образовательные программы для людей в возрасте от 25 лет. В министерстве отмечают, что среди таких программ будут и модули по цифровой экономике. Узнать больше информации об этих центрах можно будет на едином сайте, где взрослые также смогут учиться онлайн. В качестве экономического стимула Министерство просвещения предлагает ввести налоговые вычеты для юридических лиц, направляющих граждан учиться в центры опережающего дополнительного профобразования.

Социальная активность

Весной этого года 10 школ из разных регионов приняли участие в проекте «Лига школьных волонтерских отрядов». Развивать волонтерство и наставничество будет федеральный проект «Социальная ответственность», за реализацию которого будет отчитываться Росмолодежь. К 2024 году доля образовательных организаций (за исключением дошкольных), в которых должны быть созданы отряды поддержки волонтерства, должны составить 60%. Готовить специалистов для добровольческой деятельности и работы с волонтерами в образовательных организациях будут в том числе в рамках уже упомянутого федерального проекта «Учитель будущего». На базе НКО, муниципальных и государственных учреждений, а также образовательных организаций будет сформирована сеть центров поддержки волонтерства. Для поиска и дистанционного обучения добровольцев министерство намерено запустить единую информационную платформу.

Повышение конкурентоспособности российских вузов

Федеральный проект «Повышение конкурентоспособности российских вузов» по словам министра просвещения должен завершить задачи, поставленные другими приоритетными проектами: «Современная образовательная среда в Российской Федерации», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Экспорт российского образования». К 2024 году в России должны получать высшее образование по очной форме 660 тыс. иностранных студентов. В мировые рейтинги университетов к этому времени войдут еще 6 наших вузов.

Смотрите также публикации по темам

Комментариев нет:

Отправить комментарий