Инклюзия в штрихах: из опыта Израиля
Более 30 лет в Израиле действует закон, по которому дети с особыми образовательными потребностями учатся в обычных школах. При этом механизм включения в образовательный процесс детей с ОВЗ зависит от нужд самого ребенка и ресурсов школы. В специальное учебное заведение ребенок направляется только в случае, если общеобразовательная школа исчерпала все возможности ему помочь и условия обучения в ней не соответствуют потребностям ученика. Вся система инклюзивного образования выстроена так, что о ребенке с ОВЗ заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательного учреждения, волонтеры.
Более 30 лет в Израиле действует закон, по которому дети с особыми образовательными потребностями учатся в обычных школах. При этом механизм включения в образовательный процесс детей с ОВЗ зависит от нужд самого ребенка и ресурсов школы. В специальное учебное заведение ребенок направляется только в случае, если общеобразовательная школа исчерпала все возможности ему помочь и условия обучения в ней не соответствуют потребностям ученика. Вся система инклюзивного образования выстроена так, что о ребенке с ОВЗ заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательного учреждения, волонтеры.
«От предупреждения к инклюзии»
Отличительная особенность инклюзии в Израиле - ранняя диагностика. Государство уделяет огромное внимание программе «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»), в основе которой лежит принцип - оказать как можно больше помощи ребенку с ОВЗ в раннем детстве, чтобы к шестилетнему возрасту он смог пойти в массовую школу. Каждый ребёнок, рожденный в Израиле, проходит ежемесячный скрининг состояния здоровья. Осматривает ребенка комиссия специалистов в составе педиатра, психиатра или клинического психолога, специалиста по развитию речи. Если на первых месяцах жизни ребенка у него диагностируются множественные тяжелые нарушения развития, то он направляется в частный хоспис для детей от 4-х месяцев. С малышами с диагнозом ДЦП и синдромом Дауна начинают работать спустя несколько месяцев после рождения. С детьми с аутизмом – с 1-2 лет. Им советуют коррекционные ясли, а позже – детский сад.
Отличительная особенность инклюзии в Израиле - ранняя диагностика. Государство уделяет огромное внимание программе «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»), в основе которой лежит принцип - оказать как можно больше помощи ребенку с ОВЗ в раннем детстве, чтобы к шестилетнему возрасту он смог пойти в массовую школу. Каждый ребёнок, рожденный в Израиле, проходит ежемесячный скрининг состояния здоровья. Осматривает ребенка комиссия специалистов в составе педиатра, психиатра или клинического психолога, специалиста по развитию речи. Если на первых месяцах жизни ребенка у него диагностируются множественные тяжелые нарушения развития, то он направляется в частный хоспис для детей от 4-х месяцев. С малышами с диагнозом ДЦП и синдромом Дауна начинают работать спустя несколько месяцев после рождения. С детьми с аутизмом – с 1-2 лет. Им советуют коррекционные ясли, а позже – детский сад.
Центры развития
В Израиле очень развиты инклюзивные центры для детей от 0 до 21 года. Центры полукоммерческие, иногда они сочетают в себе и раннюю диагностику, инклюзивные ясли, сад, школу, даже колледж, а также ресторан, спортзал, парикмахерскую - в них работают исключительно люди с инвалидностью.
В центрах развития ребенок получает помощь специалистов до 3 лет. Далее родители совместно со специалистами принимают решение, куда направить ребёнка - в специальный или массовый детский сад.
За год до поступления в школу все дети обязаны посещать детский сад, где с пятилетнего возраста проходят обязательную психологическую диагностику. Самое тщательное обследование каждого ребёнка проводится перед поступлением в школу.
В Израиле очень развиты инклюзивные центры для детей от 0 до 21 года. Центры полукоммерческие, иногда они сочетают в себе и раннюю диагностику, инклюзивные ясли, сад, школу, даже колледж, а также ресторан, спортзал, парикмахерскую - в них работают исключительно люди с инвалидностью.
В центрах развития ребенок получает помощь специалистов до 3 лет. Далее родители совместно со специалистами принимают решение, куда направить ребёнка - в специальный или массовый детский сад.
За год до поступления в школу все дети обязаны посещать детский сад, где с пятилетнего возраста проходят обязательную психологическую диагностику. Самое тщательное обследование каждого ребёнка проводится перед поступлением в школу.
«Транзитный первый класс»
Это специальный класс, организованный в обычной школе для детей, которые после интенсивной коррекции имеют шанс попасть в массовую школу. Наполняемость класса - не более 12 человек. Каждый ребёнок учится в своём собственном темпе и ритме, получает помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи. После окончания программы дети идут либо во второй класс, либо опять в первый в некоторые дети направляются в специальные школы.
Это специальный класс, организованный в обычной школе для детей, которые после интенсивной коррекции имеют шанс попасть в массовую школу. Наполняемость класса - не более 12 человек. Каждый ребёнок учится в своём собственном темпе и ритме, получает помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи. После окончания программы дети идут либо во второй класс, либо опять в первый в некоторые дети направляются в специальные школы.
Школа. Каждому - своё (в хорошем смысле)
В школе каждому ребенку подбирают тот вид инклюзии, который подходит конкретно для него. Это могут быть смешанные занятия в специальном классе (половина уроков прохдит с ассистентом, половина с классом),
В школах есть специальные классы, есть смешанные занятия: половина уроков с классом, остальные — индивидуальные занятия с ассистентом. некоторые учатся в обычном классе в сопровождении тьютора. Кому-то тьютор не нужен, но нужен дополнительный отдых днем, или уменьшенная нагрузка, все это ребенок получает. Дети с интеллектуальной недостаточностью могут проходить программу в облегченной форме, а некоторые слишком сложные предметы и вовсе не посещать.
В обычных классах детям с ОВЗ могут предложить альтернативные виды деятельности, например, неговорящие дети могут использовать картинки или изображения, для слабослышащих задания готовятся в распечатанном виде. Если дети не могут писать, то надиктовывают ответы на гаджет.
Дети с аутизмом учатся в специальных классах по 6-8 человек. На такое количество учеников полагается 2 учителя, 2-3 тьютора. Занимаются с детьми и специалисты, включая логопеда, специалиста по развитию эмоционального интеллекта, специалиста по сенсорной интеграции. Помимо занятий с ними предусмотрена также бесплатная реабилитация три раза в неделю вне стен школы: психотерапевт, песочная терапия, иппотерапия, канистерапия, бломберг-терапия (с использованием ритма), нейрокорекция. Для лучшего понимания и усвоения материала в классе с детьми занимаются дополнительно: это могут быть занятия на понимание прочитанного или предварительное изучение урока, который будут рассматривать в классе, или тренировка вида деятельности, которую нужно будет применить в дальнейшем.
Несмотря на то, что аутисты учатся отдельно, они не изолированы от остальных учеников и вместе с детьми нормы проводят праздники, вечера, ездят на экскурсии. К старшим классам совместное время обучения детей нормы и детей с аутизмом увеличивается.
В школе каждому ребенку подбирают тот вид инклюзии, который подходит конкретно для него. Это могут быть смешанные занятия в специальном классе (половина уроков прохдит с ассистентом, половина с классом),
В школах есть специальные классы, есть смешанные занятия: половина уроков с классом, остальные — индивидуальные занятия с ассистентом. некоторые учатся в обычном классе в сопровождении тьютора. Кому-то тьютор не нужен, но нужен дополнительный отдых днем, или уменьшенная нагрузка, все это ребенок получает. Дети с интеллектуальной недостаточностью могут проходить программу в облегченной форме, а некоторые слишком сложные предметы и вовсе не посещать.
В обычных классах детям с ОВЗ могут предложить альтернативные виды деятельности, например, неговорящие дети могут использовать картинки или изображения, для слабослышащих задания готовятся в распечатанном виде. Если дети не могут писать, то надиктовывают ответы на гаджет.
Дети с аутизмом учатся в специальных классах по 6-8 человек. На такое количество учеников полагается 2 учителя, 2-3 тьютора. Занимаются с детьми и специалисты, включая логопеда, специалиста по развитию эмоционального интеллекта, специалиста по сенсорной интеграции. Помимо занятий с ними предусмотрена также бесплатная реабилитация три раза в неделю вне стен школы: психотерапевт, песочная терапия, иппотерапия, канистерапия, бломберг-терапия (с использованием ритма), нейрокорекция. Для лучшего понимания и усвоения материала в классе с детьми занимаются дополнительно: это могут быть занятия на понимание прочитанного или предварительное изучение урока, который будут рассматривать в классе, или тренировка вида деятельности, которую нужно будет применить в дальнейшем.
Несмотря на то, что аутисты учатся отдельно, они не изолированы от остальных учеников и вместе с детьми нормы проводят праздники, вечера, ездят на экскурсии. К старшим классам совместное время обучения детей нормы и детей с аутизмом увеличивается.
Навстречу друг другу
Для того, чтобы дети с особенностями лучше адаптировались в обычной школе, широко практикуются программы повышения осведомленности детей. Например, в начале года в класс приходят родители ребёнка с ОВЗ и объясняют одноклассникам особенности здоровья и поведения их ребенка. Иногда родители пишут статьи или книги про своего ребенка и раздают их в классе, или же снимают видео, а затем демонстрируют его. В средней и старшей школе ребенок сам делает презентацию о своем состоянии или пишет заметку в школьную газету.
Широко применяется и «обратная инклюзия», когда дети нормы посещают коррекционные занятия или определенные уроки спецкласса и в течение нескольких недель участвуют в совместной деятельности с аутичным ребенком. Таким образом проводится профилактика буллинга и компенсируется недостаток внимания ученику, отставшему в учебе из-за болезни или психологических проблем.
Главный критерий эффективности инклюзии в Израиле - не достижения детей с особенностями развития в учебе, хотя они тоже важны, а изменения в поведении, отношении с одноклассниками, учителями. Важен рост ребенка по отношению к самому себе, а не в сравнении с одноклассниками или нормативами.
https://pedsovet.org/beta/article/inkluzia-v-strihah-iz-opyta-izraila?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Для того, чтобы дети с особенностями лучше адаптировались в обычной школе, широко практикуются программы повышения осведомленности детей. Например, в начале года в класс приходят родители ребёнка с ОВЗ и объясняют одноклассникам особенности здоровья и поведения их ребенка. Иногда родители пишут статьи или книги про своего ребенка и раздают их в классе, или же снимают видео, а затем демонстрируют его. В средней и старшей школе ребенок сам делает презентацию о своем состоянии или пишет заметку в школьную газету.
Широко применяется и «обратная инклюзия», когда дети нормы посещают коррекционные занятия или определенные уроки спецкласса и в течение нескольких недель участвуют в совместной деятельности с аутичным ребенком. Таким образом проводится профилактика буллинга и компенсируется недостаток внимания ученику, отставшему в учебе из-за болезни или психологических проблем.
Главный критерий эффективности инклюзии в Израиле - не достижения детей с особенностями развития в учебе, хотя они тоже важны, а изменения в поведении, отношении с одноклассниками, учителями. Важен рост ребенка по отношению к самому себе, а не в сравнении с одноклассниками или нормативами.
https://pedsovet.org/beta/article/inkluzia-v-strihah-iz-opyta-izraila?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.comКазахстанские учителя прошли экзамен на прибавку к зарплате
54 тысячи преподавателей прошли квалификационное тестирование.
В республике завершилось квалификационное тестирование, от которого зависит, на какую прибавку к зарплате может рассчитывать каждый школьный учитель по той или иной категории, передает корреспондент Total.kz.
Экзамены организованные национальным центром тестирования министерства образования и науки РК, проводились 3 и 4 ноября.
По данным ведомства, все экзаменационные вопросы поступили в пункты тестирования за день до начала самой процедуры, которая проходит по схеме аналогичной процедуре ЕНТ для выпускников. Вход в аудитории строго по пропускам, проносить с собой мобильные телефоны категорически запрещено, а все помещения, где проводятся экзамены, заранее оснащены устройствами подавления связи и камерами видеонаблюдения.«Всего на получение категорий «педагог-эксперт», «педагог-исследователь», «педагог-модератор», «педагог-мастер» подали заявки 54 тысячи человек. В случае успешной сдачи тестовых заданий преподаватели могут рассчитывать на повышение заработной платы», - сообщили представители МОН РК.
«Вопросы разные, встречались и легкие, и сложные. Но все это, конечно, нам знакомо, потому, что мы каждый день работаем с этими учебными материалами. Тем не менее, до экзаменов все заново еще раз проштудировали, так сказать, освежили знания. Мои ученики, узнав, что я еду в город на экзамен, пожелали успехов», - сказала учитель информатики Мейрамгуль Садвокасова.
Как сообщил заместитель руководителя управления образования Павлодарской области Жомарт Карамбаев, «в регионе для участия в масштабных экзаменах для учителей было подано 2124 заявления». Для ответов на вопросы отведено 3 часа 20 минут, а педагогам по предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Информатика» - на 30 минут больше.
«Здесь все зависит от человека, от его способности собраться, сконцентрироваться, и выдать наилучший результат. По старым требованиям педагоги каждые 5 лет должны были подтверждать свою категорию. У меня высшая категория, я подтверждала ее в 2016 году, значит, теперь должна была это делать в 2021 году. Но мне никто не препятствовал, чтобы я это сделала сейчас. Это возможность проверить себя, а еще речь идет о прибавке к окладу», - отметила учитель биологии Ирина Синицына.
Отметим, что ранее национальный центр тестирования МОН распространил сообщение о том, что, в связи с предстоящим проведением квалификационного тестирования педагогов, участились случаи продажи неизвестными лицами книжек тестовых заданий с якобы правильными ответами.
«Данные книжки тестовых заданий составлены на основе базы бесплатного пробного тестирования, а также, неофициальных интернет-источников. Просим всех заинтересованных лиц основываться только на официальные источники информации, чтобы не оказаться жертвой мошенников», - отметили в национальном центре тестирования МОН РК.
Должны ли казахстанские учителя получать доплату за ведение дневника Kundelik?
По мнению члена президиума НПП «Атамекен» Мурата Абенова, за заполнение электронного дневника Kundelik.kz учителям должны доплачивать.
В соседней России за двойное ведение документации учителя получают от трех до восьми тысяч рублей, передает Total.kz.
«Вот в России, откуда и привезли к нам аналог Дневник.ру, есть доплата за двойное ведение документации. Если бумажный журнал оплачивается из бюджета и его заполнение – это обязанность учителя, то выставление оценок в электронный дневник – это уже сверхурочная работа. Доплата в разных регионах России разная – примерно от 3 тыс. до 8 тысяч рублей. Если перевести на тенге, то у нас должно быть от 15 тыс. до 40 тысяч тенге. В этом случае учителя могут сами найти компьютер и забить туда информацию в личное время», – написал на своей странице в Facebook Мурат Абенов.
Ранее на вопрос ИА Total.kz – будет ли учителям оплачиваться заполнение электронного дневника? – в министерстве ответили коротко и безапелляционно: «Министерством образования и науки Республики Казахстан доплата не предусмотрена».
Комментариев нет:
Отправить комментарий